Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Почему обезьяна стала человеком?

(Отрывок из романа Принцип Неопределенности)

Алешка не любил свой новый дом. Он его… боялся. Дом был огромный, с лестницами, кладовками, чердаком и подвалом.

А еще Алешка боялся, что кто-нибудь узнает, что он боится темноты и странных звуков на чердаке. Поэтому он никому ничего не рассказывал. Больше всех Алешка дружил с дедом. Если дед уезжал в Москву по делам, Алешка спускался к бабушке на кухню или уходил на улицу, чтобы только не оставаться одному.

Ольга читала в книжке про детей, что дети нуждаются в ночнике, рядом с кроватью, лет до шести, а в освещении коридора, по направлению в туалет, -  вообще лет до десяти-двенадцати. Но Вася и Татьяна Алексеевна были “озабочены” экономией электроэнергии, и “лишний” свет везде выключали.

-Мам, не уходи, - сказал как-то Алешка, когда Оля целовала сына на ночь, а на Алешку “напал” очередной приступ страха.

-Боишься оставаться один? – спросила мама Оля.

-Нет,  - закачал головой сын, - но не уходи.

-Везет тебе, ты не боишься. А я, когда была маленькой, ужасно боялась оставаться одна. Мне везде чудились чудища – они жили под кроватью, за занавесками, в шкафах, а особенно в темном коридоре и в туалете. (мама Оля)

-Точно, там их больше всего, - вздохнул Алешка.

-Нет, в нашем доме их мало, у нас же в коридорах и на лестнице, целую ночь, горит свет, а они боятся света. (мама Оля)

-Бабуля ходит по ночам, как привидение, и везде свет гасит. Знаешь, мам, где  прячутся чудовища? На первом этаже, в гостиной, за занавесками… Еще под лестницей… А на чердаке и в подвале их вообще полным-полно! (Алешка)

-А ты зачем туда ходишь ночью? – удивилась мама Оля.

-Ну, интересно же увидеть, какие они. (Алешка)

-Вот я и говорю, что ты смелый, я бы ни за что туда не пошла… А еще, знаешь, Алеш, у меня были разные плохие мысли, но это я тебе по секрету говорю. То я хотела убить злую докторшу в детском саду, то зубного врача, то вредную соседку, а иногда даже маму и папу, представляешь? Особенно бабушку твою. (мама Оля)

-Ты тоже хотела убить родителей?! (Алешка)

-Всем детям иногда хочется убить своих родителей. Я тебе скажу больше, даже родителям иногда хочется убить своих детей. Потому что всем, и тебе, и мне, бывает иногда плохо, обидно, мы злимся и ненавидим всех вокруг. (мама Оля)

-С тобой так тоже бывает?! (Алеша)

-Так бывает со всеми. (мама Оля)

Алешка был поражен. Он-то думал, что он один такой плохой.

-Мам, а почему? (Алеша)

-Раньше, давным-давно, когда человек еще не носил одежды, он был обезьяной, зверем. Он был зверем сотни, тысячи, а может, даже миллионы лет. Человекоподобные обезьяны, или обезьяноподобные человеки, отличались от других обитателей Земли тем, что они были очень агрессивны и владели страшным оружием – дубиной. Самым грозным врагом для них были не дикие звери, а другие стаи человекоподобных обезьян. Когда наступал голод, стаи шли войной друг на друга, били друг друга дубинами по голове, загоняли побежденных к обрыву, они падали и разбивались. Победители устраивали праздник и делали шашлык из побежденных. (мама Оля)

-Люди ели людей?! (Алешка)

-Обезьяноподобные люди ели человекоподобных обезьян. (мама Оля)

-А почему обезьяна стала человеком? (Алеша)

-Проходили тысячелетия, на земле изменялся климат, было то холодно, то жарко, появлялись другие виды растений и животных, менялись и обезьяноподобные человеки. Но они не превращались в людей. Только чудо могло превратить обезьяну в человека. И однажды это чудо случилось. Никто не знает, как это произошло: решил ли разнообразить свой сериал Господь Бог, придумав новых героев, или вмешались обитатели других планет, но произошла какая-то генная мутация и обезьяна вдруг родила человека. Это говорит о том, что чудеса случаются. А может быть, “обезьяна просто сошла с ума и стала человеком”*. Есть и такая версия. (мама Оля)

_____________________________________________________________________________

*Вячеслав Иванович Иванов, русский поэт-символист

 

-Так чудо или сошла с ума? (Алеша)

-Не знаю, Алеш. Человек иногда бывает чудом, а иногда ведет себя как сумасшедший. Но человек стал человеком совсем недавно. Двести пятьдесят тысяч лет назад появился человек разумный, Homo sapiens. А семьдесят тысяч лет назад, древние люди уже ничем не отличались от современных. Человек научился писать, читать, строить города. А пока он был зверем, он охотился, нападал на других зверей, убивал их, чтобы прокормиться. И эти воспоминания все еще живут в нашем сознании. В твоей голове тоже живут. Но это всего лишь воспоминания, всего лишь мысли. Ты же на самом деле не хочешь разорвать меня на куски и съесть? Да я и не такая вкусная, как бабушкины котлеты. (мама Оля)

-На самом деле, конечно, не хочу. Но иногда ты так плохо себя ведешь… А когда я вырасту, мне не будут мерещиться чудовища? (Алеша)

-Нет, мерещиться не будут, но будут сниться. И ты все равно будешь злиться, у тебя останутся плохие мысли, и тебе иногда будет хотеться кого-нибудь убить. Но ты старайся думать о хорошем, и тогда хороших мыслей будет больше. Человек – он и добрый и злой, он умеет любить и ненавидеть. От плохих мыслей еще не так много вреда. Главное - не совершать плохих поступков, не делать плохо другим людям. (мама Оля)

-А как отличить плохой поступок от хорошего? (Алеша)

-Все зависит от ситуации, Алеш. Вот, например, у тебя есть электрошоковая дубинка. Тебе навстречу идет человек с новой моделью мобильного телефона в руке. Тебе очень хочется такой же телефон. Ты берешь свою дубинку и "ба-бах!" его по башке, и забираешь его телефон, а человек попадает в больницу. Хороший поступок ты совершил? (мама Оля)

-Плохой. (Алеша)

-А почему, плохой? (мама Оля)

-Ну, это же его телефон. (Алешка)

-А вот другой пример. Опять у тебя есть электрошоковая дубинка. Ты идешь по парку и видишь, как двое взрослых парней издеваются над маленьким мальчиком, унижают его и бьют. И опять "ба-бах!" по одной голове, "ба-бах!" по другой, и оба насильника лежат на траве. А маленький мальчик говорит тебе “большое спасибо”. Хороший поступок ты совершил? (мама Оля)

-Наверное, хороший. А они тоже попадут в больницу? (Алеша)

-Вероятно. (мама Оля)

-Они же первые начали, значит, я хорошо поступил. Я защитил маленького. (Алеша)

-Я тоже думаю, что хорошо. Но, смотри, какая интересная штука. В обоих случаях, ты делал одно и то же. Ты бил людей по голове. Больно бил. Но, в одном случае, мы с тобой оба решили, что ты делал это правильно, а в другом - нет. Чем же отличается хороший поступок от плохого? (мама Оля)

-Но это были совсем разные случаи! (Алеша)

-Вот так и будет в твоей жизни. И каждый раз тебе самому придется решать – как поступать в данном конкретном случае. Что хорошо сегодня, завтра может оказаться плохо. (мама Оля)

-Как это? (Алеша)

-Вот, например, солдат. Он защищает свою Родину с оружием в руках. Враги напали на его город. Он берет автомат, и “та-та-та!”  - храбро уничтожает врагов. Он – герой? (мама Оля)

-Да. (Алеша)

-А назавтра, он напивается в баре пьяным. Берет автомат, и “та-та-та!” - убивает ни в чем не виноватых мирных жителей. Кто, он, Алеш, только честно? (мама Оля)

-Сволочь… (Алеша)

-Сволочь. А ведь это один и тот же человек. Один и тот же автомат. Один и тот же город. (мама Оля)

-Что, каждый раз мне придется решать самому – хорошо это или плохо? (Алеша)

-Каждый раз, чтобы ты не делал. Только главный вопрос здесь не хорошо или плохо, а почему это хорошо, а это плохо. Главный вопрос: почему? (мама Оля)

-Это мой любимый вопрос: почему? Мам, а если я ошибусь? Если я решу, что это хорошо, а потом пойму, что сделал плохо. (Алеша)

-Обязательно ошибешься, Алеш. И не раз, и не два. Главное не повторять одну и ту же ошибку постоянно. (Оля)

Ольга включила Алешке ночник. - Давай мы с тобой съездим в выходные в магазин для охотников и рыболовов, и купим тебе много-много фонариков? Ты их разложишь везде по дому, чтобы было не так страшно.

–Давай, - обрадовался Алешка.

-Когда опять будет страшно, думай о том, что чудищ на самом деле нет, они живут только в твоей голове. (Оля)        

“Что такое хорошо и что такое плохо? - думала Ольга, когда легла спать. – Ошо говорит, что мы учим ребенка, “что такое хорошо и что такое плохо” по своим меркам. А разве наше мнение – это истина в последней инстанции? Я и сама часто не уверена, хорошо это или плохо? Да и все в жизни меняется. Что вчера было хорошо, сегодня стало  плохо... Главный вопрос - Почему? Главный ответ – почему это плохо, а это хорошо. Все зависит от ситуации. Лучше научить ребенка гибкости, научить его принимать решение в зависимости от ситуации”.